10:26:52 Откуда взялись бойки в Херсонской области
Экономическая целесообразность. Простая фраза, ставшая основанием для обмена приграничными территориями между Польшей и Советским Союзом в феврале 1951-го.
Полезные ископаемые, в которых нуждалась экономика двух стран, вынудили покинуть родной дом десятки тысяч семей из карпатских сёл. Из живописного края в принудительном порядке их вывозили в херсонские и донецкие степи. 35 тысяч бойков выселили в Донецкую, Херсонскую, Одесскую и Николаевскую области, в отдалённые сёла, как говорили люди - туда, где уже никто не хотел жить. Леся Вакулюк удалось разыскать тех переселенцев, кто до сих пор помнит журчание горного ручья возле своего дома.
- Це було страшне! Це було більше, гірше страшного, як німецка война. Та люди не вірили, думали: як же ж можна з свої хати йти, лишати всьо на світі?!
В её родных Лютовисках, теперь это территория Польши, стоял такой плач, что сбежались люди из соседнего села, - вспоминает бабушка Феня тот день, когда им сообщили о переселении.
Нефть и уголь - вот что послужило причиной обмена территориями. Польская республика была заинтересована в украинской нефти - ее в Карпатах было хоть отбавляй. Взамен поляки предложили Червоноград и его окрестности - там находились угольные месторождения. После недолгих переговоров Польша и Советский союз подписали договор об обмене.
Вот так выглядели границы Советского союза и Польской республики до 1951 года. После подписания договора: часть территории УССР отошла Польше, а часть Польши - Украинской советской республике. Людей заставили покинуть земли, которыми обменялись страны.
Наталя Кляшторна, исследователь бойковской культуры:
В тексті договору щодо людей не йшлося жодним пунктом, жодним рядком, жодним словом. Йшлося про території, про свердловини, йшлося про якісь економічні чинники. Людей, начебто, там не було.
Наталья Кляшторна вот уже десятилетие изучает историю бойков-переселенцев. Ее отцу и матери в 1951-м тоже пришлось покинуть свой дом. По словам Натальи, поляков отправили в те села, которые освободили украинцы. В итоге они оказались недалеко от родных мест. А вот горцев переселили за тысячи километров в Донецкую, Николаевскую, Одесскую и Херсонскую области. Речи о том, чтобы остаться в западной Украине у своих родственников и быть не могло. Людям выдали переселенческие билеты, им запрещалось менять место жительства и работы.
Наталя Кляшторна:
Тут було написано: "колхоз имени Сталина, р-н Тельманівський, обл. Сталінська (Донецька)". Ось оця людина - вона їхала саме з цим переселенським квитком, потягом його везли, саме в цей колгосп.
Из карпатских Лютовиск их привезли сюда - в село Дудчаны, это Херсонская область. Всего несколько хат, большинство местных жителей в землянках - вот что увидели переселенцы.
Феня Иванищив, переселенка:
Ні, картоплі тут не було, нічого тут не було, одні галушки і кукурудзяний мелай. Ото ми жили. І тільки що ми мали ще й корову. Кожна сім'я приїхала з коровою. То ше молоком спасалися. А корові їсти не було що дати. Нам обіщали, що тут є хати - все нам є. А ми приїхали - тут нічого не було! Нічого!
Зато были степь и поля, засеянные колючим хлопком. Первые годы пришлось жить в голоде и холоде.
Из века в век бойков кормил лес. Свои дома они строили из дерева. Здесь же, в степях, жилища возводили из глины. Вот и пришлось горцам осваивать новые материалы.
Феня Иванищив, переселенка:
Ми приїхали, в нас вдома ніхто нічо не мазав, а тут треба в глині робити. Ми ж не знаємо, підем, намісимо того чорного зьому, поналіпляємо, ті люди прийдуть нам пообдирають, кажуть: "Ви не тим робите, копайте красну глину!"
Эта песня о переселении - главная в репертуаре сельского коллектива с нехарактерным для Таврических степей названием - "Бойковчанка". Ни один праздник в Херсонских Дудчанах не проходит без бойковских песен. 11-классница Лина собирает воспоминания своих предков-горцев, чтобы сберечь для будущих поколений.
Лина Палиенко, потомок бойков-переселенцев:
Навіть коли мій дідусь згадував, уже через 50 років після переселення, ці часи - у нього були на очах сльози. Мене дуже вразило те, що, коли виселяли їх, то вони цілували кожен куточок своєї хати, брали в платочок навіть землю - на пам'ять про свою другу малу батьківщину.
Западная - так называет покинутый край переселенка со старинным бойковским именем Феня. Здесь ей выдали паспорт и перекрестили на Фаину. Она говорит на непривычном для здешних мест бойковском диалекте. Ей уже девяносто. На малой родине за шестдесят лет Феня-Фаина так ни разу и не побывала.
Феня Лисишина, переселенка:
Так бим хотіла побачити, де м ся народила, де жила м, а пак свою хату, сусіди би м хтіла побачити де жили. Ну, я так, як тепер ся дивлю. Річка текла попри хату. Добре було жити…
Они доживают свой век на чужбине. Хотя здесь провели большую половину жизни - родина, говорят, там, в горах.
Сегодня живописные Бещады - когда-то - УССР, сейчас - Польша - привлекают туристов бойковскими деревянными церквями и хатами. Теперь это главный заработок для жителей горных сел. Действующих нефтяных скважин осталось немного. Некоторым бойкам удалось вернуться на родные земли, то есть на территорию современной Польши. Но о своём происхождении, говорит Василий Стрелец, который организовывает походы в горы, предпочитают умалчивать.
Василий Стрелец - 8 лет живет в Польше:
Багато бойків, лемків асимільовані насправді. Діти ходять до польських шкіл, спілкуються з поляками. Дуже багато сучасної молоді не хочуть признаватися, що вони є українцями.
Леся Вакулюк, София Гордиенко, Светлана Трунова, Иван Ермаков, Вадим Свиридонов, Юрий Голубинка. "Подробности недели", Телеканал "Интер". Херсонская область-Польша
Смотрите также
|
Мне нравится 0 Распечатать |
Всего комментариев: 0 | |