16:35:55 Шлагбаум разочарования
Медовый месяц в отношениях Украины и ЕС закончился куда быстрее, чем этого можно было ожидать. Показательным выглядит тот факт, что уроки демократии официальному Киеву преподносят представители бывших социалистических стран – еврокомиссар из Чехии Штефан Фюле и президент Европарламента – поляк Ежи Бузек.
Заявление последнего о том, что Европа больше не делает ставку на Украину, стало особенно показательным, ведь было сделано во время визита Виктора Януковича в Варшаву. Самое простое объяснение – гонористый польский политик решил публично поставить на место украинского президента, продемонстрировав публичное недовольство отказом Генеральной прокуратуры выпустить в Европу Юлию Тимошенко. Кстати, именно Бузека Виктор Федорович убеждал в том, что отмена политической реформы в нашей стране не приведет к сворачиванию демократии. Как видим, не убедил.
По всей видимости, на Банковой недооценили не столько степень влияния украинской оппозиции в Старом Свете (там очарование ораторскими талантами Юлии Тимошенко сменилось сдержанным восприятием), сколько возможности Европейской народной партии влиять на ситуацию в европейских властных коридорах. ЕНП там – настоящая партия власти. Опираясь на поддержку европейских народников, соратники украинского экс-премьера пока действуют более эффективно, чем вся отечественная государственная машина. Дело отнюдь не в "сложностях перевода" – украинское политическое противостояние хорошо вписывается в карту европейских элитных разногласий.
Тактика "тимошенковцев" понятна: рассказами об "ужасах режима Януковича" они стремятся добиться его международной изоляции. По очевидным причинам подобный вариант развития событий не вызовет энтузиазма как у самого Виктора Федоровича, клянущегося к месту и ни к месту в преданности евроинтеграции, так и его команды. Предсказать поведение Украины в случае охлаждения отношений с ЕС несложно – "кругом – в Москву шагом марш". После такого разворота искать общий язык с Украиной будет непросто, а позиции Кремля на востоке континента укрепятся. Похоже, нужны качественно иные методы диалога. Если в истории ХХ века государственные лидеры неоднократно использовали "маленькую победоносную войну" в качестве инструмента внутренней политики, то в новом тысячелетии лучше должен сработать воспитательный эффект на примере отдельно взятой страны. Европейским обывателям, знаете ли, тоже нужно знать, что есть еще на континенте страны, у которых нелады с демократией.
Трудно не согласиться с оценкой украинского представителя в Европе Константина Елисеева (его считают на Родине весьма толковым дипломатом), что в оценках ситуации в нашей стране, прозвучавшей из уст Ежи Бузека, значительное место занимает эмоциональная составляющая. Это правда. Например, чего стоит обещание президента Европарламента видеть новой надеждой ЕС в Восточной Европе Молдову, которая никак не может добиться установления хотя бы видимости политической стабильности. Даже если забыть о наличии замороженного приднестровского конфликта, Молдова плохо подходит на роль "новой европейской надежды".
Наверное, стоит напомнить, что программу "Восточного партнерства" в мае 2008 года предложили именно министр иностранных дел Польщи Радослав Сикорский при участии своего шведского коллеги Карла Бильдта. Она предусматривает сближение Европейского Союза с шестью постсоветскими государствами – Азербайджаном. Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. О ситуации в Молдове сказано выше, остальные участники программы тоже выглядят малоподходящими для демонстративной опеки. Азербайджан и Армения никак не могут урегулировать застарелый карабахский конфликт, поэтому вряд ли могут стать объектом повышенного интереса ЕС. Грузия всем подходит в лидеры "Восточного партнерства" – реформы проводит, ведет себя правильно, но Тбилиси традиционно держит равнение на Вашингтон, а политика Михаила Саакашвили тоже не устраивают тамошнюю оппозицию. О Беларуси, с которой Европарламент оставил узенькое окошечко для диалога, закрыв право въезда полутора сотням соратников Лукашенко и самому белорусскому президенту, и вовсе говорить не приходится.
По здравому размышлению, Украина остается самым предсказуемым на сегодня партнером Европейского Союза на постсоветском пространстве. Если на пути евроинтеграции Киева будет опущен шлагбаум разочарования, то команда Януковича получит железный аргумент в пользу сближения с Москвой, где и с ценой газа можно поиграть, и о расширении рынков сбыта для украинских товаров попробовать договориться. Но в таком случае и "Восточное партнерство", и всю политику ЕС по отношению к постсоветским республикам необходимо будет кардинально менять. Это болезненно ударит по амбициям новых членов ЕС, стремящихся играть роль шерпов-проводников на просторах бывшего СССР.
По всей видимости, и украинскому руководству, и последовательному в своей демократичности европейскому истеблишменту придется пойти на взаимные уступки. При всей незавершенности процесса евроинтеграции нашей страны ее перевод в "отстойник" на запасных евро-путях не будет способствовать объединению континента. Официальному Киеву придется прислушиваться к пожеланиям, звучащим из Европы, с повышенным, а не формальным вниманием. Брюсселю же доведется вспомнить, что использование кнута и пряника – куда более эффективная методика, чем словесное бичевание перспективных политических партнеров. Обеим сторонам придется отказаться от монологов в пользу диалога, тогда и европейские демократы будут довольны, и украинские политики увидят свет в конце евротоннеля.
Смотрите также
|
Мне нравится 0 Распечатать |
Всего комментариев: 0 | |