16:54:37 Киев соображает на троих
Москва опасается, что транзит российской нефти в ЕС может быть сорван соседями, пишет журналист Татьяна Ивженко в свежем номере российской Независимой газеты.
Президент Украины Виктор Янукович планирует посетить Азербайджан с официальным визитом, в рамках которого состоится первое заседание украинско-азербайджанской рабочей группы по энергетическим проектам. Дата визита пока не определена, однако Киев и Баку уже успели договориться о сотрудничестве в сфере поставок нефти. Эксперты, напоминая, что в этом проекте участвует и Белоруссия, отмечают: Баку дает Киеву и Минску козыри в переговорах с Москвой по энергетическим вопросам.
Как известно, Белорусская нефтяная компания и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) подписали контракт на поставку 4 млн. тонн каспийской нефти, которая будет транспортироваться по украинскому нефтепроводу Одесса–Броды. Один из украинских чиновников пояснил, что ГНКАР договорилась с Минском о частичном замещении каспийской нефтью венесуэльских поставок: "ГНКАР, работающая на месторождениях в Венесуэле, получит право те же 4 миллиона тонн нефти поставить на рынки Северной Америки. А Минск, законтрактовавший на этот год 10 миллионов тонн венесуэльской нефти, сможет сэкономить на транзите: транспортировка каспийской нефти по маршруту Одесса–Броды обойдется дешевле, чем железнодорожная поставка через всю территорию Украины до белорусского Мозыря".
На днях первый танкер доставил в одесский порт Южный 81 тыс. тонн азербайджанской нефти сорта Azeri Light. Замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Кирюшин сообщил, что сейчас в нефтепроводе Одесса-Броды находится технологическая нефть российской марки Urals, для замещения которой легким сырьем потребуется полтора месяца. К весне, по его словам, азербайджанская нефть будет поставляться не только на Мозырский НПЗ, но и на два западноукраинских завода - "Нефтехимик Прикарпатья" и "Галичина".
Кирюшин отметил, что для реализации проекта придется задействовать одну ветку нефтепровода "Дружба" - на стыке с маршрутом Одесса-Броды. Российские эксперты ранее выражали опасения, что это поставит под угрозу транзит нефти из РФ в ЕС. Кирюшин утверждает, что угрозы не существует: "Одна из труб "Дружбы" будет транспортировать 17-17,5 миллиона тонн российской нефтяной смеси в Европу, а вторая ветка будет транспортировать каспийскую нефть на украинские и на белорусский НПЗ".
Руководитель аналитической группы "А-95" Сергей Куюн считает, что российской стороне в первую очередь политически невыгоден новый трехсторонний формат нефтяного сотрудничества. Ведь он дает Минску поле для маневра на фоне еще незавершенных российско-белорусских нефтяных переговоров. "Что касается экспортных поставок российской нефти по маршруту "Дружба", то они вряд ли будут сорваны, думаю, все технологические особенности учтены специалистами".
Руководитель аналитической группы "А-95" Сергей Куюн считает, что российской стороне в первую очередь политически невыгоден новый трехсторонний формат нефтяного сотрудничества.
С ним согласен эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский, обративший внимание, что для Украины, как и для Белоруссии, важно получить козыри в энергетических переговорах с российской стороной. Он напомнил, что Киев и Баку договариваются также о втором направлении сотрудничества - перспективе поставок сжиженного газа. На днях украинское правительство интенсифицировало работу над проектом создания специального терминала по приему газа, который через несколько лет позволит снизить объемы закупки в России.
"Впервые в украинской истории наша власть действует в энергетической сфере на опережение, принимает превентивные, ориентированные на перспективу решения. Раньше было принято взвешивать политические последствия, выжидать. В свое время дождались - "Газпром" выкупил газ в Средней Азии, и мы потеряли возможность альтернативных поставок", - отметил Землянский.
Директор коммуникационного агентства "Энергия" Илья Саввин подтвердил "НГ", что, несмотря на политические риски в отношениях с Россией, договоренности о поставках азербайджанской нефти в Украину, а также о загрузке нефтепровода Одесса–Броды для прокачки каспийской нефти в Белоруссию выгодны Киеву: "Во-первых, Украина усиливает свою энергетическую безопасность за счет диверсификации источников поставки энергоносителей. Во-вторых, госбюджет будет пополняться за счет транзита".
"Во-первых, Украина усиливает свою энергетическую безопасность за счет диверсификации источников поставки энергоносителей. Во-вторых, госбюджет будет пополняться за счет транзита", считает Илья Саввин.
При этом все эксперты критикуют проект поставок высококачественной нефти из Азербайджана на два украинских НПЗ. "Заводы, которые планируется задействовать в проекте, являются самыми морально и технологически устаревшими нефтеперерабатывающими предприятиями в стране. Производимая ими продукция не вписывается в современные стандарты качества - при любом сырье на выходе получится низкокачественное, высокозернистое топливо, которое в лучшем случае соответствуют стандарту Евро-1. А это совсем никак не вписывается в заявления чиновников Минэнерго о переходе Украины на производство стандартов Евро-4 - Евро-5 с лета текущего года", - сказал Саввин.
Смотрите также
|
Мне нравится 0 Распечатать |
Всего комментариев: 0 | |