11:53:34 Украинские дети-инвалиды хотят быть как все
Право есть, но возможности нет. Два года назад Украина ратифицировала конвенцию о правах инвалидов, а значит обязалась обеспечить инклюзивное образование. Чтобы дети с особыми потребностями могли учиться и развиваться вместе со здоровыми ребятами, не чувствовали себя ущербными. Но вот беда: взбунтовались родители. Многие взрослые дяди и тети хотят оградить своих чад от детей, которые радуются любой возможности общения со сверстниками. А ведь это - первый шаг к черствости и безразличию, напоминает Светлана Чернецкая.
Маленькая Маша. Так называют девочку её одногруппники. Она поёт вместе со всеми, танцует и исполняет весьма важные задания... Малышка с синдромом Дауна в этом винницком садике воспитывается со здоровыми сверстниками. На первый взгляд, это и есть - инклюзивное образование, и именно так чиновники пишут в отчетах. Но на практике - просто добрая воля воспитателей.
Елена Онищук - воспитатель-методист детского садика №52 города Винница:
Інклюзивна, це було б тоді, якби в нас були в садочку фахівці - дефектологи, психологи та інші фахівці, мождливо, якісь фізінструктори.
Искать деньги для дополнительных ставок и создания особенных условий - в Украине бесполезно. Конечно, до инклюзии в чистом виде далеко, но в садиках все же идут на такие единичные эксперименты. Этот - однозначно удачный - уверяют воспитатели. Но в случае Виктории и её сына - совсем наоборот.
- Скільки шишок скажи, скільки?
- Дві.
У Жени - детский церебральный паралич. Мальчик ходил в специальную группу - где воспитывают детей с отклонениями в развитии. В том же садике попробовали влиться в обычную. Но уже на третий день за спиной Виктории провели родительское собрание, после которого ей устроили публичное линчевание.
Виктория Добродеева - мама ребёнка, больного ДЦП:
Была слишком публика агрессивно настроена, меня не спрашивали - а вот расскажите за вашего ребёнка, как быть, нет - только заберите инвалида с группы. Я говорю - кого-то обидел, нет, а в чём проблема? Ну, он же инвалид, и наши станут с ограниченными возможностями.
Представитель национальной ассамблеи инвалидов Светлана Демко лично разбиралась в конфликте. Её вывод однозначен - с родителями здоровых детей не провели надлежащую подготовительную работу. Выговор от горсовета уже получила заведующая дошкольным учреждением.
Светлана Демко - представитель Национальной ассамблеи инвалидов в Винницкой области:
Ніхто не може заставити любити ту чи іншу дитину, але свій професійний обов'язок ми повинні виконувати на високому належному рівні.
Владимир Буняк - начальник департамента образования Винницкого горсовета:
Когда-то профессор Преображенский сказал - "разруха не в государстве, розруха у нас в голове", і нам потрібно зрозуміти саме дорослим, саме батькам, що такі діти мають право перебувати у соціумі.
Вот только повлиять на конфликт юридически департамент образования не может. Нет оснований - ведь закон об инклюзивном дошкольном образовании - до сих пор не принят.
По европейским стандартам и специально разработанным программам - в этом столичном садике инклюзивное образование не будущее, а настоящее. Вместе со здоровыми ребятами здесь воспитываются дети с синдромом Дауна. Тут не говорят - больные, просто необычные.
Максим с головой ушёл в написание рецептов. В этой группе из пятнадцати воспитанников трое - необычные. Семья Максима специально переехала в Киев из Запорожья. Когда родители поняли, что право на обычную жизнь их сын может получить только здесь.
Юлия Попович - мама ребёнка с синдромом Дауна:
Мы увидели с первого дня, что ребёнок с детками на столько пошел на контакт - в обед он лёг спать, вечером он с ними игрался и забирая домой - он не хотел прощаться с детками.
Первый день в садике стал испытанием для всех родителей, говорит мама Софийки. Вспоминает - тогда сильно волновалась. Но не за своего здорового ребёнка, за больных деток.
Татьяна Семашко - мама воспитанницы детского сада № 662 города Киева:
В начале, честно говоря, побоялась, чтобы мой ребёнок не обижал других, потому что у меня такая бойкая девочка.
Два года спустя и родители, и сотрудники садика видят результат совместного воспитания. В первую очередь - успехи особенных малышей. Они быстро начинают разговаривать, становятся самостоятельными. Меняются и здоровые дети.
Светлана Иванова - воспитательница инклюзивной группы детского сада №662 города Киева:
Дуже важливо це для дітей-норми - так ми називаємо звичайних дітей. Вони ставляться до особливих дітей, як до нормальних людей, тобто в них немає такого - подивіться, от пішов, шоб вони кривлялися.
Все достижения ребят здесь записывают. Ведь пока это только эксперимент. В удачности которого ещё предстоит убедить чиновников.
Оксана Королёва - заведующая отделением инклюзивного образования Оболонской РГА города Киева:
Якщо ми отримаємо гриф "до впровадження", то потім інші навчальні заклади можуть брати у нас методичні рекомендації, наші розробки.
Защищать свой проект воспитатели будут уже в конце года, а это реальный шанс - дать официальный старт инклюзивному дошкольному образованию в Украине. Главное, чтобы к тому времени и депутаты прониклись вопросом. Ведь закон уже написан и ждёт голосования. Без него - все попытки инклюзии так и останутся единичными.
Тамара Панасюк - начальник отдела дошкольного образования МОН Украины:
Це дасть змогу законодавчо таки врегулювати діяльність таких груп, не обмежувати введення додаткових штатних одиниць.
Нового закона ждёт не дождётся Людмила. Сейчас она вынужденно не работает. Ведь её 3-летнюю Анечку в детский сад не принимают.
Малышка всё повторяет за старшим братом - уже разговаривает, сама кушает и одевается. Поэтому мама хочет, чтобы Анечку окружали дети, у которых она могла бы учиться.
Людмила - мама девочки с синдромом Дауна:
Вона тягнеться до дітей, ми коли до Максима в садочок приходимо, вона зразу роздягається, і біжить туда в групу.
А пока взрослые пишут законы и ищут деньги - Анечка теряет время. Ведь если не попадет в обычный сад, то и в школу вряд ли возьмут. Свою особенную жизнь она так и проведёт только с самыми близкими.
Смотрите также
|
Мне нравится 1 Распечатать |
Всего комментариев: 0 | |